Вербовщики действуют в основном через социальные сети и сайты знакомств, вычисляют свою жертву путём анализа переписки в различных группах: религиозных группах, группах, посвящённых необоснованным дискриминациям по религиозному, культурному, национальному и другим социальным признаками, группах уязвимых людей (брошенных жен, людей, находящихся в депрессии или испытывающих какие-либо трудности, например, имеющих задолженность перед банком, группах знакомств), группах по интересам, например, среди поклонников различных игр (азартных, развлекательных, спортивных, компьютерных) и даже на популярных городских форумах.
В последнее время для вербовки также используются мессенджеры, включая WhatsApp, Telegram, Viber и другие популярные коммуникаторы.
Как может вести переписку вербовщик?
Как правило, новый знакомый начинает активно интересоваться личной жизнью, увлечениями, проблемами, заботами, финансовым положением человека. Он делает это для того, чтобы найти нужную «кнопку», чтобы в будущем надавить на человека.
Выяснив, чего или кого человеку не хватает, вербовщики стараются занять пустующую нишу в жизни человека. Он стремится стать ей/ему другом, любовником, соратником, учителем, спасителем и пр. Старается помочь решить её/его проблемы (даже если его об этом не просили), чтобы в дальнейшем она/он чувствовали себя обязанным ему. Вот фразы, которые должны насторожить потенциальных жертв: «я хочу тебе помочь», «ты себе даже не представляешь, как тебе сейчас нужна помощь».
Вербовщик будет стараться изменить привычную жизнь человека: «порвать с людьми, которые её/его не ценят», «обрести новых друзей», «игнорировать родителей и родственников, которые не понимают её/его уникальности и/или таланта», будет рекомендовать читать книги или статьи, которые «изменят её/его жизнь и представления об окружающем мире». В ходе переписки он будет манипулировать эмоциональным состоянием для того, чтобы запрограммировать на определенное поведение. Он может либо соглашаться с человеком: «Ты всё правильно говоришь. Я с тобой полностью согласен. Всё, о чём ты только что рассказала, помню, было и у моей знакомой». Либо резко осуждать её/его мнение: «Все, что ты говоришь, нелогично! Вот у тебя есть психологическое образование? Тогда будь добра молчать».
Главная задача вербовщика — сделать человека беззащитным перед манипуляцией, заставить человека усомниться в своём мировоззрении, в своих жизненных принципах, идеях.
Потом он пообещает решить все проблемы разом, но при условии выполнения некоего задания. В качестве теста может попросить о любой, самой простой услуге. Если жертва соглашается, то она попала к вербовщику на крючок.
После этого обычно следует приглашение познакомиться лично, посетить какое-нибудь собрание или встречу, чтобы найти новых друзей.
На этом этапе, вербовщик может также пригласить жертву в закрытую группу своей ячейки в социальных сетях и/или мессенджере.
Как противостоять технологиям вербовки:
Общаясь с новыми людьми, особенно онлайн, соблюдайте три правила:
Сохраняйте осознанность, понимание, что с Вами происходит сейчас. Вырабатывайте навык наблюдателя, научитесь задавать вопросы и задавайте вопросы по существу, например «Зачем Вы мне это говорите?», «Для чего вам это нужно?».
Перепроверяйте любую информацию, исследуя предмет полностью, начиная с отзывов в Интернете и заканчивая сводками МВД.
Найдите глобальную цель в жизни, продумайте путь её достижения. И тогда ни одна секта, ни один ИГИЛ, ни одна мысль или идея не сможет сдвинуть Вас с пути, по которому идете Вы для достижения намеченных планов.
Способы защиты от уловок вербовщиков:
Не выносите в социальные сети личную информацию.
Не отвечайте на личные сообщения, которые присылают Вам.
Не отвечайте на сомнительные запросы в соцсетях. Проверяйте, есть ли у Вас общие друзья с человеком, который просит его добавить. Прочитайте его посты, прежде чем отвечать на запрос.
Проверяйте информацию. Если тебе делают заманчивое предложение по работе — наведи справки, прежде чем давать ответ.
Проверяйте информацию прежде чем делиться им через свой аккаунт.
Избегайте чрезмерное деление информацией и постами.
Повышайте свою приватность регулярно обновив ее параметры в своих аккаунтах в социальные медиа.
Будьте предельно аккуратными в выборе друзей в социальных сетях и предельно требовательными к запросам потенциальных друзей от незнакомых пользователей.
Не поддавайтесь соблазну пройти всевозможные онлайн тесты в социальных сетях, даже если они уверяют вас, что вы “наследная принцесса” или “наследный принц”.
Будьте предельно внимательными к оценкам постов пользователей (Like, Dislike, Класс).